ВЕРЕЩА́ГИН Вас. Анд. (1859-1931) - библиофил, коллекционер, "тип утонченного петербуржца" (А. Н. Бенуа) Серебряного века. Гофмейстер, действ. советник, пом. статс-секретарь Гос. совета. Инициатор многих худож. начинаний, создавших расцвет культуры той эпохи. Устроитель и пред. Кружка любителей рус. изящных изданий (1903-15), к-рый издавал изысканно иллюстрированные произв. рус. классиков, труды по библиографии и иск-ву гравюры; устраивал худож. выставки ("Рус. женщина в гравюре и литографии", "Рус. жизнь в эпоху Отечеств. войны", "Придворная жизнь за 300 лет", "Франц. и англ. гравюра 18 в."), ставшие событиями худож. жизни Серебряного века. Автор монографии "Рус. книжный знак", статей в "Рус. библиофиле". Часть коллекций передал Рус. музею. Умер в эмиграции.
верещагин вас. вас
Гуманитарный словарь
ВЕРЕЩА́ГИН Вас. Вас. (1842-1904) - живописец-баталист. В 1860-63 занимался живописью в АХ, не окончив курс, уехал за границу. В 1867 участвовал в воен. действиях в Туркестане, создал серию туркестанских полотен. За отказ от звания проф. исключен из чл. АХ. Участвовал в Плевенской битве. В 1885-88 выставлял полотна палестинской серии на сюжеты Нового Завета, создал серию ист. полотен, посв. Отеч. войне 1812 г. В. погиб 31.03. (13.04) при взрыве броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время рус.-япон. войны. В. создал особый жанр док.-этногр. живописи. Одним из первых баталистов отказался от романтич. изображения войны ("После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881). В. сделал центр. фигурой воен. действий простого солдата (триптих "На Шипке все спокойно", 1878-79, местонахождение неизв.). В картинах В. также звучит тема осуждения колониализма ("Апофеоз войны", 1871-72, "Подавление индийского восстания англичанами", ок. 1881). Демокр. направленность творчества В. сближает его с передвижниками. В. изв. как автор восп. и заметок о путешествиях. Свои эстетич. взгляды выразил в ст. "Реализм" (1890).
Лит.: Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. Л., 1982.; Завадская Е. В. Василий Васильевич Верещагин. М., 1986; Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. М., 1988.
В. В. Верещагин. Двери Тамерлана
Полезные сервисы
верещагин василий васильевич
Энциклопедический словарь
Вереща́гин Василий Васильевич (1842-1904), российский живописец. Был близок к передвижникам. В батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), на Балканах (конец 1870-х - начало 80-х гг.), Отечественной войны 1812 (1887-1904) с глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны. Погиб во время русско-японской войны 1904-05 при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.
* * *
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич - ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.
* * *
ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец - 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань], русский художник. Крупнейший мастер батального жанра (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР) в русской живописи 19 в.
Годы учения
Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК), участвуя в их экспозициях.
Путешествия
Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 - Филиппины, в 1902 - Кубу, в 1903 - Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.
«Туркестанская серия»
Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изоискусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических «триумфов победителей» к натуралистически откровенным образам трагической «изнанки войны». Так, знаменитая «туркестанская серия» Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, «варварство» и «садистическую жестокость» противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-71, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
«Индийская» и «балканская» серии
Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» - с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется «балканская серия», посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.
«Наполеон в России»
Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода «исторической оперы». В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы (см. ГОЛГОФА)).
Общественный резонанс
В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) и писатель В. М. Гаршин (см. ГАРШИН Всеволод Михайлович) . Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).
Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск».
В Череповце существует дом-музей Верещагина.
Большой энциклопедический словарь
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) - российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН Глеб Юрьевич (1889-1944) - российский гидробиолог, озеровед. Основные труды по ледовому режиму, динамике и морфологии берегов, гидробиологии Байкала. Автор теории морского происхождения байкальской фауны и флоры.